1. с целью иллюстрации:
Человеческая память работает так, что смысл рассказанной истории западает в
память скорее, чем если просто констатировать эту же самую мысль. Выразительный
рассказ задействует ассоциативное мышление, оживляет простую мысль, заставляет
ее оседать в мозгу.
2. чтобы подсказать решение:
Возможно рассказать клиенту случай, который аналогичен его собственному, но
открывает перед ним новую перспективу. Таким образом можно подсказать решение и
достичь большего терапевтического эффекта, чем прямыми советами, которым
клиенты не всегда следуют. Клиент сам устанавливает аналогию и находит выход из
своего состояния.
3. для самоосознания:
Терапевтические истории могут быть использованы и как помощь в самоосознании,
т.е. в формировании эмоциональной сферы, поведенческих норм, образа мышления, с
тем чтобы клиент чувствовал себя более устойчиво в жизни. Подходящая к случаю
история помогает клиенту как бы взглянуть на себя со стороны и дает подсказку, что
нужно изменить.
4. чтобы инициировать новые идеи и усилить мотивацию:
Хороший консультант может составить историю, которая порождает в уме клиента
определенную идею.
5. как средство воздействия на формы отношений:
Когда консультант анализирует межличностные проблемы (например,
неуживчивость или манипулирование окружающими), приводимые им случаи из
практики являются самым эффективным способом воздействия на формы отношений и
наименее болезненным для пациента. На этих историях они учатся обретать душевное
равновесие даже при осложненных отношениях с близкими.
6. как руководство к действию:
Прием сводится к тому, что психотерапевт выбирает из контекста своего рассказа
значимую фразу и говорит ее прямо или косвенно клиенту. Установка может быть
дана косвенно, особым выражением лица или голоса.
7. чтобы уменьшить сопротивление:
Будучи формой косвенного воздействия, терапевтические истории и метафоры
помогают ослабить сопротивление к восприятию идей и стимулируют ассоциативное
мышление. Подходящая история может незаметно натолкнуть клиента на нужную
мысль. Обычно рассказ многозначен и, вслушиваясь, клиент отбирает то, что имеет к
нему непосредственное отношение. Он как бы черпает силы для благотворных
перемен в самом себе.
Практически с этой целью уменьшения сопротивления психологи-консультанты
часто применяют известный метод Эриксона под названием “Тройная спираль”.
Например, терапевт начинает рассказывать одну историю, прерывает рассказ в
середине, рассказывает вторую и тоже прерывает её, затем полностью рассказывает
третью историю. Далее он завершает рассказ второй и первой историй. Такой маневр
мешает клиенту восстать против установки, посланной третьей историей. Возрастает
вероятность того, что она скорее "осядет" в подсознании, хотя ему будет казаться, что
он забыл о ней.
Эриксон часто использовал свои "байки" чтобы отвлечь пациента, а иногда даже
вызвать у него раздраженную скуку. Это делалось для того, чтобы снизить
сопротивление пациента и подготовить его к восприятию главной лечебной мысли
Комментариев нет:
Отправить комментарий